Натюрморт Печать

Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Несколько моих работ в данном жанре представлены в галерее.

Историческим началом или возникновением натюрморта можно считать XV—XVI века, когда он рассматривался как часть композиции (исторической или жанровой). Естественно, как и во многих других случаях натюрморт продолжительное время встречался в религиозной тематике, обрамляя цветочными гирляндами Христа и Богоматерь, и часто распологался на обратной стороне алтарнго образа. Также очень часто ранние натюрморты выполнялись на створках шкафа или для маскировки стенной ниши, украшая таким образом предметы, на которые они были нанесены.

А уже в XVII веке в творчестве фламандских и голландских художников натюрморт укрепляется в качестве самостоятельного жанра живописи. В натюрмортах этого периода предметы содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.В то же время нидерландские художники положили своими работами практически новое на тот момент направление, которое получило название "застывшая жизнь", отображая в своих работах мир предметов, ведущую свою тихую, застывшую жизнь.

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Естественно и то, что данное направление широко распространилось не только в Европе но и во всем мире, он модифицируется, вбирает в себя много нового из других культур, так в XVIII веке в Европе утверждаются идеи Просвещения, и староголландское понимание жанра натюрморта теряет свою актуальность. На смену сложным символико-аллегорическим повествованиям пришли эмблематические трактовки изображений цветов, так рождается "цветочный натюрморт", - один из наиболее ярких и значимых. Ну а года шли и  менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие вновь понятых качеств вещей выражалось свое, современное отношение к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности. 

 
Топ Изобразительное искусство Arts.In.UA